среда, 27 января 2016 г.

Политическая система





Политическая система характеризуется:
политической идеологией;
политической культурой;
политическими нормами, традициями и обычаями.


Политическая система осуществляет следующие функции:
конверсии, то есть преобразования общественных требований в политические решения;
адаптации, то есть приспособления политической системы к изменяющимся условиям общественной жизни;
мобилизации людских и материальных ресурсов (денежных средств, избирателей и т.д.) для достижения политических целей.
охранительная функция — защита общественно-политического строя, его исходных базовых ценностей и принципов;
внешнеполитическая — установление и развитие взаимовыгодных отношений с другими государствами;
консолидирующая — согласование коллективных интересов и требований различных социальных групп;
распределительная — создание и распределение материальных и духовных ценностей;
Существуют различные основания для выделения основных элементов политической системы. Рассмотрим первую из классификаций, в которой выделяются подсистемы:
организационно-институциональная - это организации (социальные группы, революционные движения и т.д.) и институты — парламентаризм, партии, государственная служба, судопроизводство, гражданство, президентство и т.п.;
нормативно-регулятивная - политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции;
коммуникативная - отношения, связи и формы взаимодействия участников политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом;
культурно-идеологическая - политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.




Эссе:
 «Власть, основанная на ложной идее, обречена на гибель от собственного произвола». Я буду рассматривать данную цитату с точки зрения политологии. 

 Вопрос власти был актуален всегда. О ней говорили веками разные философы, политики, писатели, юмористы и даже физики. «Нет расставания более горестного, чем расставание с властью», - сказал Талейран. «Все, что мне нужно, — это теплая постель, доброе слово и безграничная власть», - говорил Э. Брильянт. «Власть — это плащ, который мы находим слишком широким на чужих плечах и слишком тесным на наших», - утверждал А. Декурсель.
 
 Власть присутствует на каждом этапе нашей жизни. Она может проявляться в малом: в желании уложить спать вовремя соседа по квартире, в статусе начальника на работе или в контроле над собой. Но иногда люди не могут определить границы и начинают требовать большего, то есть злоупотреблять своей властью. Иногда это происходит незаметно: человек просто потихоньку начинает требовать больше, а потом еще больше, и сам перестает замечать, как хочет уже не маленький островок в Атлантическом океане, а половину мира. В других случаях человек сразу знает, чего он хочет, однако чем ближе он к своей цели, тем больше ресурсов ему требуется для ее достижения. 

 Власть - есть способность и возможность одних моделировать поведение других, т.е. заставлять делать что-то вопреки их желанию с помощью каких-либо средств — в диапазоне от убеждения до насилия. Легче всего манипулировать людьми, когда известны их взгляды, предпочтения, мысли. Это и называется идеологией - совокупностью системно упорядоченных взглядов, выражающая интересы различных социальных классов и других социальных групп, на основе которой осознаются и оцениваются отношения людей и их общностей к социальной действительности в целом и друг к другу. Еще проще с точки зрения абсолютного понимания и для полного контроля – не прислушиваться к существующим течениям и не разбираться в их хитросплетениях, а создать свою идеологию. На мой взгляд, когда автор цитаты говорил о ложных идеях, он подразумевал именно придуманную, навязанную идеологию, которая двигает вперед одного человека, автора этой идеи, но останавливает остальное человечество. 

 Так что же значит в данном контексте произвол? Не зря же синонимом этого слова являются такие слова как «беззаконие» и «деспотизм». На мой взгляд, в политических рамках произвол – это возможность ставить себя и свои желания выше тех законов, которые существуют в обществе и на основе которых функционирует государство. Ярким примером произвола являются некоторые события в произведении «Волна» Т. Штрассера. Ради того, чтобы ходить на собрания, дети прогуливали другие уроки. Ради высшей цели – достижения идеального общества – ученики заставляли делать других то, чего им не хотелось, то есть следовать уставу их общества, а несогласным с чем-либо пытались уничтожить, как пытались закрыть газету за их оппозиционные статьи. Можно сказать, что все перечисленное здесь является признаками тоталитаризма. 

 Отправной точкой тоталитаризма является декларация высшей цели, во имя которой режим призывает общество расстаться со всеми политическими, правовыми и общественными традициями, так как после подавления общественных институтов людей легче сплотить в единое целое и убедить пожертвовать любыми другими целями ради достижения главной.

 Краеугольным камнем тоталитарной идеологии является утверждение, что данный социальный порядок сформирован в результате действия исторической и природной необходимости. В случае коммунизма пропагандируются неизбежность победы пролетариата над буржуазией в классовой борьбе и неизбежность наступления социалистического общества. В случае нацизма решающей движущей силой истории является "борьба народов и рас друг против друга". В этой борьбе происходит "естественный отбор лучших народов и рас". Тоталитарный режим возник, таким образом, в силу исторической (коммунизм) или биологический (нацизм) необходимости. И он воплощает в жизнь волю истории или природы, уничтожая "эксплуататорские классы" или " низшие расы" во имя наступления предопределенного совершенного общества.

 Тоталитаризм был долгое время предметом изучения со стороны историков и политологов. В частности, в своём труде «Открытое общество и его враги» К. Поппер противопоставил тоталитаризм либеральной демократии. Поппер утверждал, что теории идеального государственного управления, лежащей, по его мнению, в фундаменте тоталитаризма, не существует. Следовательно, политическая система должна быть достаточно гибкой, чтобы правительство могло плавно менять свою политику. Такой системой Поппер полагал «открытое общество» — общество, открытое для множества точек зрения и субкультур.

 Я считаю, что идеальной идеологией является та, которая создается посредством мнения народа о существующем политическом строе и инициативы того же народа о различных преобразованиях, тогда идея не будет ложной конкретно для этого народа, следовательно, крушения государства, которое происходит в большинстве случаев, когда в стране тоталитарный режим, не произойдет.

 Основная тема данного эссе - роль идеологии в политической системе, и эта роль является достаточно важной. На идеологии строится власть, она охватывает культурно-идеологическую подсистему общества, в которую, в свою очередь, входят политическая психология, политическая идеология и политическая культура. В том же случае, когда с помощью этих компонентов злоупотребляют властью, идеология самоуничтожается, значит, уничтожается и существующий государственный строй.

 
Источники:
1) http://www.drofa.ru/images/data/cat/3015_big_1344926097.jpg
2) http://www.grandars.ru/college/sociologiya/politicheskaya-sistema.html
3) http://ppt4web.ru/istorija/politicheskaja-sistema-obshhestva.html
4) http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/982406
5) https://ru.wikipedia.org/wiki/Политическая_идеология
6) http://www.grandars.ru/college/sociologiya/politicheskaya-vlast.html
7) https://ru.wikipedia.org/wiki/Власть
8) http://www.studfiles.ru/preview/3218220/page:2/
9) http://esse-ege.ru/экзамены-2016-критерии/егз-2016-обществознание-критерии-оценив/






2 комментария:

  1. Катерина, я знала, что ты оправдаешь мои высокие ожидания :)

    У тебя одно из трёх эссе, которые меня зацепили.
    Твоё примечательно тем, что не самую простую цитату ты раскрываешь даже глубже, чем я могла представить.

    В своей голове, чтобы понять мысль Владимира Короленко, я разбила его слова на три последовательных тезиса: политика основана на лжи -> власть развращает -> тирания недолговечна.

    Ты, судя по всему, сделала акцент на слове "ложь" и обозначила темой своего эссе роль идеологии в политической системе.
    Напиши ты о ней в начале, я бы подумала, что это слишком поверхностно и далековато от цитаты. Но, как я уже написала выше, твоя работа, напротив, оказалась глубокой.

    Первое слово в цитате — власть, и с неё ты начинаешь. Но не давая заумных определений из словарей-учебников-других-умных-книжек, а объясняя доступным языком её истоки, её примеры в нашей жизни (такие знакомые!), её характер и развитие. И так переходишь к идеологии — основному средству контроля сознания народа.

    Интересно твоё понимание разницы между истинной и ложной идеологией. На самом деле, этот момент до сих пор не уложился в моей голове. Если, например, с навязанной идеологией о превосходстве арийской расы всё просто, то вот представить идеальную идеологию, "которая создается посредством мнения народа о существующем политическом строе" мне довольно сложно. Возможно не хватает фактического примера, который бы продемонстрировал наглядно.

    И вызывает вопросы мысль в конце того же абзаца: если идея не будет ложной, то крушения государства не будет, — и в конце следующего: идеология самоуничтожается, вместе с ней и государственный строй... Можно ли говорить, что государства существуют только благодаря идеологии?

    P.S. Ещё очень понравился абзац про произвол, как твоё объяснение, так и подтверждающие примеры из книги.

    P.P.S. "Отправная точка" и "краеугольный камень" раскрывают суть ложных идеологий. Говорю же, "глубокое" - самый подходящий эпитет для твоего эссе!

    P.P.P.S. Список источников - дело хорошее...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Даша, я решила отдельно оценить ту колоссальную и глубокую работу, которую Вы проделали, анализируя работы Ваших одноклассников.

      Удалить